Дмитрий Степанович Бортнянский

Дмитрий Степанович Бортнянский

Дмитрий Степанович Бортнянский

Вторую половину XVIII столетия исследователи недаром называют «золотым веком» украинской музыки. Ведь здесь рядом с корифеями — Березовским, Бортнянским, Веделем — работали десятки талантливых композиторов и певцов, исполнителей и теоретиков. Но никто из них не получил такой громкой, длительной и заслуженной славы, как Дмитрий Бортнянский, никто не стал таким «баловнем судьбы», чьи многочисленные произведения, звучали и в храмах, и в аристократических салонах, и по случаю государственных праздников. Бортнянский справедливо считается одним из самых выдающихся композиторов Украины, гордостью и славой отечественной культуры, которого знают не только на родине, но и во всем мире.

Дмитрий Степанович Бортнянский – украинский композитор, дирижер, один из основателей классической музыкальной традиции, выдающийся мастер хоровой духовной музыки, фортепианных сонат и камерно-инструментальных произведений, автор шести опер, Херувимских и причастных произведений.

Родился 26 (28) октября 1751 года в Глухове, Черниговской губернии, учился в знаменитой глуховской музыкальной школе. В семилетнем возрасте, благодаря выразительному голосу, был принят в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Как и большинство хористов этого коллектива, наряду с церковным пением, он исполнял также сольные партии в итальянских операх, в 11-12-летнем возрасте женские, позже мужские.

В 17 лет Бортнянскому, как особо одаренному музыканту, назначают стипендию, «пансион», и отправляют в Италию. Он едет в Венецию, где живет итальянский композитор Бальтасар Галуппи, у которого он обучался в Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту продолжить профессиональное обучение, а чтобы углубить знания, Бортнянский выезжает в другие крупные культурные центры Италии — в Болонью (к падре Мартини), в Рим и в Неаполь.

Итальянский период (около 10 лет) был плодотворным в творчестве композитора: он написал три оперы на мифологические сюжеты («Креонт», «Адкид», «Квинт Фабий»), сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти опусы показывают как блестящее мастерство композиторской техникой ведущей европейской школы соединилось с украинской лирикой песен и романсов. В 1779 г. из России поступает письмо с требованием немедленно вернуться Петербург. На пути в Петербург на короткое время он задерживается в другом музыкальном центре Европы, Вене, где завязывает знакомство с итальянским композитором А. Сальери.

В России его, как и любого художника «неиностранного происхождения», не допускают к «большому двору” императрицы Екатерины II, где более благоволили к иностранным певцам и музыкантам. Бортнянского отсылают на «малый» двор, то есть двор наместника престола великого князя Павла, в его поместье Павловск. Сам будущий император Павел I мало что понимал в искусстве, он был увлечен военной муштрой. Зато его жена, Мария Федоровна, имела тонкий художественный вкус, любила музыку, особенно оперу и романсы, хорошо играла на фортепиано. Для нее Бортнянский написал три оперы во французском стиле («Сокол», «Сын-соперник», «Праздник синьора»), сборник романсов и песен на французские стихи, восемь клавирных сонат и ансамбли для различного состава инструментов. Среди них стоит упомянуть первую в украинской музыке Концертную симфонию для семи инструментов. Однако какими бы высокими не были его достижения в светской музыке, самые выдающиеся свои произведения он написал в жанре духовного хорового концерта.

В 1796 г., после смерти Екатерины II и восхождения на престол Павла I, по ходатайству новой императрицы Марии Федоровны Бортнянский становится директором Придворной певческой капеллы. К тому времени он уже имел опыт написания духовных концертов, однако лучшие из них написаны именно за время пребывания Бортнянского в должности директора капеллы. Всего он оставил 35 хоровых концертов и 10 концертов для двух хоров. Большинство из них созданы на тексты из Псалтиря, и лишь два для крупнейших праздников церковного календаря — Рождества и Пасхи. Мелодика концертов, связанная с украинскими обрядовыми, лирическими, бытовыми, шуточно-танцевальными песнями, выделяет композитора из среды музыкантов того времени.

Заведуя капеллой, Бортнянский довел качество хорового исполнения до совершенства. Звуками его произведений наполнялись храмы и аристократические салоны. Сочинения хоровой духовной музыки, фортепианные сонаты выдающегося мастера  звучали и по случаю государственных праздников.

В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитор смог издать лишь несколько своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским».

Композитор умер в 1825 году в Петербурге под звуки своего концерта «Всуе прискорбна еси душе моя», который был исполнен капеллой в его квартире. После смерти Бортнянского его духовные концерты, как несоответствующие новым правилам богослужения в русской православной церкви, были изъяты из церковной практики. Лишь немногочисленные исполнители хоровой музыки включали их в свой репертуар. Полное собрание его сочинений в 10 томах вышло в 1882 году под редакцией Петра Ильича Чайковского.